У человекообразных обезьян есть ногти

Сборник контрольно-измерительных материалов по биологии на тему «Эволюция человека»

Тема № 12. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Вариант 1

Максимальное количество баллов20

I . Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первым представителем семейства ЛЮДИ ( Hominidae ) был:

А)австралопитек Б) неандерталец В) кроманьонец Г) питекантроп

2. Человек умелый — это по латыни:

Homo sapiens
Б) Homo habilis

Г) Australopithecus africanus

3. Человек умелый, в отличие от австралопитека:

A) ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

B) был покрыт шерстью

Г) имел меньший объем мозга

4. К рудиментам человека относят:
А)аппендикс

Г) волосатое лицо

5. У человека, так же, как и у человекообразных обезьян:

объем мозга 1400-2000 мл
Б) 4 изгиба позвоночника

отсутствуют волосы на лице
Г) есть свод стопы

П. Напишите отличия человека и человекообразных обезьян. (5 баллов)

III . Нарисуйте схему эволюции человека, используя названия в скобках ( Homo sapiens , Homo habilis , Australopithecus afarensis , Australopithecus robustus , Homo erectus , Australopithecus africa ­ nus ). Для каждого вида в схеме укажите особенности строения, поведения, культуры. (10 баллов)

Максимальное количество баллов — 20

I . Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.Первыми представителями вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ был:

А)австралопитек Б) неандерталец В) кроманьонец Г) питекантроп

2.Человек прямоходящий — это по латыни:

Homo sapiens
Б) Homo habilis

Г) Australopithecus africanus

3.Человек умелый, также, как и австралопитек:

A)ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

B)принадлежал к роду Homo
Г) имел объем мозга 700 мл

4.К атавизмам человека относят:
А)аппендикс

Б)зубы «мудрости» В) многососковость Г) остаток третьего века

5.У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

Б) отсутствуют волосы на ладонях

B)отсутствуют волосы на лице
Г) есть свод стопы

II . Напишите сходства человека и человекообразных обезьян. (5 баллов)

III . Нарисуйте схему эволюции человека, используя названия в ‘ скобках (человек разумный, человек умелый, австралопитек ‘ афарский, австралопитек массивный, человек прямоходящий, австралопитек африканский). Для каждого вида в схеме ука­жите особенности строения, поведения, культуры. (10 бал­лов)

Максимальное количество баллов20

I . Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

]. Первыми представителями рода ЧЕЛОВЕК ( Homo ) был:

A)австралопитек
Б) неандерталец

B)кроманьонец
Г) питекантроп

Я’ 2. Человек разумный — это по латыни:

A) Homo sapiens Б ) Homo habilis B) Homo erectus Г ) Australopithecus africanus

3. Человек умелый, также, как и кроманьонец:

ходил на двух ногах
Б) был покрыт шерстью

принадлежал к виду Homo sapiens
Г) имел объем мозга 700 мл

4.К рудиментам человека не относят:

Б) зубы «мудрости»

Г) остаток третьего века

5.У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

Б) отсутствуют волосы на ладонях

B)отсутствуют волосы на лице
Г) 4 изгиба позвоночника

II . Каковы основные направления эволюции человека? Охарак­теризуйте и поясните, как в ходе эволюции человека изменя­лись объемы лицевой и мозговой части черепа, массы скелета, мышц и мозга. (10 баллов)

III . Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека. (5 баллов)

Максимальное количество баллов — 20

I . Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Кдревнейшим людям относится:

австралопитек
Б) кроманьонец

неандерталец
Г) питекантроп

2.Единственный ныне существующий вид рода ЧЕЛОВЕК:

Homo sapiens
Б) Homo habilis

Г) Australopithecus africanus

3.Человек умелый, в отличие от неандертальца:

A)ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

B)был покрыт шерстью

Г) имел меньший объем мозга

4.К атавизмам человека не относят:

многососковость
Г) волосатое лицо

5.У человека, так же, как и учеловекообразных обезьян:

объем мозга 1400-2000 мл
Б) 4 изгиба позвоночника

есть ногти на пальцах
Г) есть свод стопы

II . Какие группы доказательств происхождения человека от жи­вотных вы знаете? Охарактеризуйте каждую группу доказа­тельств. Приведите примеры. (10 баллов)

III .Назовите основные последствия прямохождения человека (т. е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-дви­гательной системе. (5 баллов)

Максимальное количество баллов — 100

В антропологии существует несколько разных классификаций внутри семейства ЛЮДИ:

А) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, современные люди;

Б) австралопитеки (афарский, африканский, массивный), человек умелый, чело­век прямоходящий, человек, разумный;

В) парантроп, синантроп, питекантроп, австралопитек, кроманьонец, неандерталец,
гейдельбергский человек, зинж и еще ряд находок со своими названиями.

Создайте обобщенную схему эволюции челове­ка, объединяющую информацию этих трех вышеупомянутых классификаций. (30 баллов)

Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека. (10 баллов)

Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предложи­те и обоснуйте не менее 2-х гипотез. (15 баллов)

Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) «Происхождение человека». (10 баллов)

Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, цито-
генетические. По рекомендованной учителем литературе и самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с
обезьянами предков. (30 баллов)

Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей. (5 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме Эволюция человека

По какому признаку австралопитека включают в семейство ЛЮДИ?

Как переводится с латинского «австралопитек»? . От какой группы произошли австралопитеки?

Какие виды этого рода вы знаете?

Назовите первого представителя рода ЧЕЛОВЕК.

Чем все представители рода ЧЕЛОВЕК отличались от всех представителей рода АВСТРАЛОПИТЕК?

Как по латыни звучит «Человек умелый»?

Перечислите виды рода ЧЕЛОВЕК в порядке их возникнове­ния.

Латинское название «Человека прямоходящего».

Латинское название «Человека разумного».

Перечислите основные находки ископаемых предков челове­ка (переходящий вопрос для нескольких учеников).

К какому виду относился неандерталец?

К какому виду относился кроманьонец?

К какому виду относился питекантроп?

К какому виду относился синантроп?

К какому виду относился гейдельберский человек?

К какому виду относился пилтдаунский человек?

Какие виды рода ЧЕЛОВЕК относились к древнейшим лю­дям?

Какой представитель вида Homo sapiens относился к древ­ним людям?

Какие представители вида Homo sapiens относятся к новым людям?

Перечислите сходства человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).

Перечислите отличия человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).

Какие особенности строения человека связаны с прямохождением?

Назовите основные направления эволюции человека.

Назовите социальные движущие силы эволюции человека.

Источник статьи: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/280667-sbornik-kontrolno-izmeritelnyh-materialov-po-

У человекообразных обезьян есть ногти

Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

1) сводчатой стопы

4) S-образного позвоночника

Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении кисти. Сводчатая стопа и S-образный позвоночник — в связи с прямохождением; гортань — одинаковая.

Правильный ответ указан под номером 2.

Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с

Шимпанзе считаются самыми близкими родственниками человека. Исходя из новейших исследований, их генетическая база совпадает с человеческой на 98,7%. Это позволяет предполагать, что эволюционные пути человека и шимпанзе разошлись всего шесть миллионов лет назад.

Правильный ответ указан под номером 2.

Аналоги к заданию № 744: 6045 Все

Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

1) S-образного позвоночника

2) сводчатой стопы

В связи с приспособлением верхних конечностей к трудовым операциям их мускулатура функционально более развита. Подвижная кисть человека приобретает особое значение для трудовых функций. Большая роль в этом принадлежит первому пальцу кисти благодаря его большой подвижности и способности противопоставляться остальным пальцам. Функции первого пальца настолько велики, что при его утрате кисть почти теряет способность захватывать и удерживать предметы.

Правильный ответ указан под номером 4.

Связь плода человека с матерью осуществляется непосредственно через

внутреннюю стенку матки

соединённые между собой сосуды матери и плода

плаценту и пуповину плода

соединённые между собой пищеварительную и дыхательную системы матери и плода

1)
2)
3)
4)

Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития (а также кислород для дыхания и удаляет вредные продукты обмена) через систему органов кровообращения, которая через плаценту (детское место) и пуповину обменивается веществами с кровеносной системой матери.

Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

1) Срослись кости предплюсны.

2) Сформировались своды.

3) В большом пальце появились две фаланги.

4) Большой палец приобрёл подвижность.

Сводчатая форма стопы человека сформировалась как приспособление к прямохождению, сводчатая стопа при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.

Правильный ответ указан под номером 2.

У человека, в отличие от млекопитающих,

1) большой палец образует прямой угол по отношению к другим пальцам

2) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

3) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

4) кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

Подвижная кисть человека приобретает особое значение для трудовых функций. Большая роль в этом принадлежит первому пальцу кисти благодаря его большой подвижности и способности противопоставляться остальным пальцам. Функции первого пальца настолько велики, что при его утрате кисть почти теряет способность захватывать и удерживать предметы.

Правильный ответ указан под номером 1.

Аналоги к заданию № 808: 6733 Все

Здесь может быть два ответа 1 и 2.

У всех млекопитающих нижняя челюсть соединена с верхней подвижно, а по заданию — просят назвать отличие.

У человека, в отличие от орангутана,

1) больше лицевой отдел черепа

2) верхние конечности длиннее нижних

3) грудная клетка образована рёбрами

4) больше объём головного мозга

Значительные изменения в строении черепа человека также связаны с вертикальным положением тела, с трудовой деятельностью и речевыми функциями. Мозговой отдел черепа явно преобладает над лицевым. Лицевой отдел менее развит и располагается под мозговым. Уменьшение размеров лицевого черепа связано с относительно небольшими размерами нижней челюсти и других его костей.

Правильный ответ указан под номером 4.

Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?

1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу

2) большой палец руки стал противостоять остальным

3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов

4) стопа из плоской превратилась в сводчатую

Наибольшие изменения в передней (верхней конечности) произошли в связи с трудовой деятельностью с кистью. Например, большой палец противопоставлен остальным. Под цифрами 1, 3 и 4 — связаны с прямохождением.

Правильный ответ указан под номером 2.

Наибольшие изменения в строении верхней конечности действительно произошли с кистью. Однако, противопоставленный большой палец — это признак отряда Приматы.

Большой палец руки человека хорошо развит, противопоставлен остальным и очень подвижен. Благодаря такому строению кисти рука способна к разнообразным и тонким движениям. У антропоидов в связи с древесным образом жизни кисти рук крюкообразные.

У обе­зьян руки — крюки, но 1 палец кисти противопоставлен, при­ чем здесь тру­до­вая деятельность? Без противопоставленного 1 пальца они лазить не смогут по деревьям.

Как утверждают сторонники теории Дарвина, под воздействием общего развития и трудового фактора скелет кисти, претерпел существенные изменения. Так возникли некоторые особенности, которые сегодня характерны именно для строения человеческой кисти:

Первый запястно-пястный сустав приобрел седловидную форму;

Размер костей первого пальца увеличился в абсолютных и в относительных размерах (при сравнении с остальными пальцами кисти);

В ладонном направлении сместились ладонные кости, связанные с 1 пальцем;

Фаланги 2-5 пальцев стали короче и выпрямились. Этот фактор позволил современному человеку разнообразить движение, как самой кисти, так и ее различных частей;

В области запястья углубился желоб для сосудов, нервов и сухожилий.

Ста­тья «Рука, при­спо­соб­лен­ная к из­го­тов­ле­нию и ис­поль­зо­ва­нию ору­дий» Ис­точ­ник: http://antropogenez.ru/zveno-single/22/

Из вашего ответа, Наталья, следует,что правильного ответа в этом вопросе нет, т.к. усложнение кисти человека в результате трудовой деятельности не сопровождалось тем , что «боль­шой палец руки стал про­ти­во­сто­ять осталь­ным»

Как утвер­жда­ют сто­рон­ни­ки тео­рии Дар­ви­на, под воз­дей­стви­ем об­ще­го раз­ви­тия и тру­до­во­го фак­то­ра ске­лет кисти, пре­тер­пел су­ще­ствен­ные из­ме­не­ния.

Наталья, вы просто пытаетесь выкрутиться, ведь комментаторы правы.

:))) Я не являюсь составителем вопросов:))) Я «пытаюсь» пояснить ВАМ ответ.

Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

2) лёгочное дыхание

3) головной и спинной мозг

4) замкнутая кровеносная система

Диафрагма является характерным анатомическим признаком млекопитающих. Играет важную роль в процессе дыхания. Лёгочное дыхание, признак многих классов начиная с земноводных; головной и спинной мозг — признак многих классов начиная с рыб. Замкнутая кровеносная система есть и у кольчатых червей.

Правильный ответ указан под номером 1.

Аналоги к заданию № 296: 6220 Все

Вопрос некорректен. Какой при­знак, присущий только клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие, свой­ствен че­ло­ве­ку? — было бы правильнее.

А так получается, что признак класса Млекопитающие — замкнутая кровеносная система — не свойственен человеку (с остальными признаками аналогично).

Согласны, но признаки 2-4 есть и у других групп.

А диафрагма, только у Млекопитающих.

У крокодила есть диафрагма, если верить той же Википедии А крокодилы — пресмыкающиеся

Получается, не только у млекопитающих есть диафрагма.. Следовательно, этот признак класса млекопитающие свойственен не только человеку

А Вы не верьте Википедии.

На Крокодилов лучше вообще нигде не ссылаться, они исключительная группа Пресмыкающихся, мы в ответах ориентируемся на общую массу:(

«Брюшная полость крокодилов отделена от грудной клетки диафрагмой, чего не наблюдается y прочих рептилий. Однако эта диафрагма отличается от диафрагмы млекопитающих — у крокодилов она образована соединительнотканным и мышечным сращением между желудком, печенью и плеврой легкого.»

Некоторые википедий не подтверждены экспертами так что полагаться не всегда можно

альвеолярные легкие являются одним из признаков млекопитающих,наравне с наличием диафрагмы

в вариантах ответов — нет альвеолярных легких.

Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов?

1) наличие двух лопастей печени

2) расположение глаз по бокам головы

3) отсутствие роговых чешуй на теле

4) наличие ногтей вместо когтей

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Правильный ответ указан под номером 4.

Но ведь у игрунковых когти, а не ногти.

В отличие от других обезьян, имеют когтевидные ногти на всех пальцах (исключая большой палец задних ног); отсюда другое название — когтистые обезьяны.

Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов?

1) наличие четырехкамерного сердца

2) дифференциация зубов

3) расположение глаз по бокам головы

4) вместо когтей ногти

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Правильный ответ указан под номером 4.

Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1) более быстрому передвижению по земле

2) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

3) более тесному общению людей

4) заселению новых территорий

Специфика аппарата опоры и движений человека связана с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Освобождение верхних конечностей от функций опоры, приспособление их к трудовой деятельности привели к облегчению скелета, наличию большего количества мышц и подвижности суставов. Рука человека приобрела особую подвижность.

Правильный ответ указан под номером 2.

Аналоги к заданию № 936: 6482 Все

Качественной особенностью человека, в отличие от других приматов, является

1) орудийная деятельность

2) условный рефлекс

3) абстрактное мышление

4) рассудочная деятельность

Абстрактное мышление — это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.

Правильный ответ указан под номером 3.

Я считаю, что правильный ответ под 1):

Ладно, пропустим австралопитека, перейдём к стадии архантропов (древнейшие люди — питекантроп и синантроп). Только не надо говорить, что всё — раз они вымершие, то не надо всё это учитывать и т.д. и т.п.

1. «Из-за найденных ГАЛЕЧНЫХ ОРУДИЙ С ЗАТОЧЕННЫМИ КРАЯМИ позднего австралопитека некоторые учёные называют Человеком умелым (Homo habilis), полагая, что среди австралопитековых могли сформироваться могли сформироваться первые представители рода Homo». (Биология. 9 класс. Пономарева. Параграф 46.)

2. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. (Всеобщая история. 5 класс. Вигасина. Параграф 1.) Только не надо говорить, что, мол, в учебнике по истории всё не так и т.д. и т.п.))

В ответах предлагается вариант: «орудийная деятельность», а НЕ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ орудий труда».

Это два разных процесса. Вы абсолютно правы — изготовление орудий труда — присуща человеку. Но вот орудийная деятельность есть у многих животных. Например, морские выдры используют камни для вскрытия раковин моллюсков и об использовании шимпанзе деревянных палочек для чистки зубов друг другу. Рыбы-брызгуны направляют струйки воды на находящуюся на суше жертву, с тем чтобы сбросить ее в воду, где ее можно будет изловить. Разные виды птиц используют прутики или колючки кактусов для извлечения насекомых из коры или других недоступных мест. Сообщалось о том, что некоторые птицы разбивают яйца других птиц, сбрасывая на них камни, а затем выедают содержимое.

Что из перечисленного ниже отличает человека от человекообразных обезьян?

1) наличие пяти отделов мозга

2) приспособление позвоночника к прямохождению

3) наличие двух кругов кровообращения

4) отсутствие врождённых рефлексов

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Правильный ответ указан под номером 2.

Какой орган у человека и кальмара сходен по строению?

Кальмар – головоногий моллюск, относится к группе двужаберных моллюсков. Кальмар обладает отменным зрением. Его глаза сходны с глазом человека.

Правильный ответ указан под номером 4.

Какой из перечисленных органов относят к органам брюшной полости?

3) мочевой пузырь

Брюшная полость — это пространство, ограниченное сверху диафрагмой, сзади мышцами спины, поясницы, позвоночным столбом и клетчаткой, спереди мышцами живота и снизу мышцами тазового дна и костями таза.

Органы, которые полностью покрыты брюшиной называют органами брюшной полости: печень, желчный пузырь, селезенка,частично поджелудочная железа, желудок, двенадцатиперстная кишка (частично), тонкий кишечник и толстый кишечник (частично).

Почки с надпочечниками и мочеточниками, брюшная аорта и ее ветви, нижняя полая вена и ее притоки называются органами забрюшинного пространства. Мочевой пузырь относится к предбрюшинному пространству. Органы малого таза: прямая кишка, матка и яичники у женщин, предстательная железа у мужчин покрыты брюшиной частично.

Правильный ответ указан под номером 4.

Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?

1) строение кисти

2) постоянная температура тела

3) общий план строения

4) забота о потомстве

Шимпанзе от человека отличает строение кисти.

У человека пальцы короче и прямые, большой палец длиннее, более мускулистый и подвижный, а также полностью противопоставлен остальным пальцам. Схватывания шимпанзе и человека значительно отличаются.

Сочленение в кисти человека намного сложнее и искуснее, чем у приматов, вследствие чего только человек может работать с разными инструментами. Кистью человек может жестикулировать, а также сжимать ее в кулак.

Запястье у людей более подвижно, чем у шимпанзе.

Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

1) нервная система узлового типа

2) жаберные щели в стенке глотки зародыша

3) лёгкие, состоящие из альвеол

4) волосяной покров

Признак Хордовых: глотка пронизанная жаберными щелями. У человека только на эмбриональной стадии развития: легкие, состоящие из альвеол — признак класса Млекопитающие; волосяной покров — признак отряда Приматы. Нервная система узлового типа — тип Кольчатые черви и тип Членистоногие.

Правильный ответ указан под номером 2.

Аналоги к заданию № 168: 6752 Все

В первом пункте не указано, признак какого класса или отряда указан

Вариант 1 не является признаком человека. 1) нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа — Тип Кольчатые черви и тип Членистоногие.

У овцы длина кишечника примерно в 28 раз превосходит длину тела, у человека — в 6 раз, а у льва — всего в 3 раза. Чем объясняется такая разница?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Растительноядные имеют более длинный кишечник, т. к. растительная клетчатка переваривается и усваивается существенно хуже и дольше белковой пищи. Соответственно и пищеварительный процесс дольше.

2) Овца — растительноядное животное — самый длинный кишечник, человек — всеядный, лев — хищник, имеет самый короткий кишечник.

В кишечнике осуществляется окончательное переваривание принятой пищи, всасывание питательных элементов, а также удаление непереваренных веществ. Толстый отдел населяет симбиотическая микрофлора, которая у растительноядных развита наиболее хорошо. Растительноядные животные обладают достаточно длинным кишечником. Слепой и толстый отделы при этом развиты у них достаточно хорошо. Длина толстой кишки у грызунов может достигать 53% общей длины всего кишечника. У хищников он намного короче. Например, овца имеет кишечник, длина которого превышает длину тела в 29−35 раз, кабан — в 14, лошадь — в 12, а волк — в 6.

Источник статьи: http://bio-oge.sdamgia.ru/problem?id=%D1%81&page=1

Читайте также:  Жидкое стекло для ногтей как наносить
Оцените статью