Психологи и психологическая помощь
Поиск
Вход в систему
Подпишитесь на анонсы
Будьте в курсе предстоящих событий, и новых материалов сайта!
Онлайн консультация психолога
Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.
Прежде чем задавать вопрос, почитайте уже имеющиеся ответы по вашей теме. Возможно, такой вопрос уже задавали. Часто повторяуются вопросы о гомосексуальности и проблемах с маленькими детьми. Для вашего удобства на сайте работает поиск.
Дочь 4 лет обрывает ногти
Моей дочери 4 года, ходит в детский сад с 2-х лет.
Она постоянно обрывает ногти на руках, достается и коже вокруг ногтей. Был летний период (с марта по август), когда все прошло, а в сентябре началось все снова. Никакие уговоры, наказания,запреты, разговоры ситуацию кардинально не меняют. Хватает только на неделю. По моим наблюдениям за поведением дочери в детском саду, делает она это как-бы между прочим, между игрой, бегом и еще чем-нибудь. Есть секунда — значит надо что-нибудь поковырять. Обрывает руками, а не зубами. К психологу в детском саду обращалась — безрезультатно. В садик ходит постоянно. Сначало были проблемы, а теперь нравится. Как отучить ребенка от этой привычки?
Перель Анна
Достаточно сложно найти ответ на ваш вопрос заочно, так как вредная привычка может быть одна, а причины, ее вызвавшие, разные. Я назову вам некоторые возможные причины появления такой привычки, вы ориентируйтесь сами, что вам больше подходит.
Во-первых, вы делаете акцент на том, что привычка проявляется в детском саду и, если я вас правильно поняла, то источник видите там же. Так ли это на самом деле? Дома это совсем никак не проявляется? Детский сад – это как лакмусовая бумажка, которая ярко проявляет все проблемы и недостатки семейного воспитания.
Привычка обрывать ногти и кожу на пальцах – это признак повышенной тревожности. Поэтому обратите внимание на следующие моменты:
- Стиль семейного взаимодействия с ребенком – повышенная требовательность, постоянный контроль, гиперопека, высокая тревожность со стороны родителей в отношении ребенка («Ах, упал, ох, поцарапался, ой, заболеет»), строгие правила дома, требования неукоснительно их выполнять, что достаточно трудно для ребенка 4-х лет, так как у него еще не сформировались механизмы, отвечающие за волю, жесткий режим, минимум похвалы и ее надо обязательно заслужить. Таким образом, ребенок невольно боится что-то сделать не так, неуверен в себе, постоянно «грызет» себя за недостатки.
Сюда же можно добавить низкий уровень удовлетворения потребности ребенка в тепле, внимании – это совместные игры, не занятия по обучению чтения и письму (сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошколном возрасте), совместные прогулки, свободные разговоры «просто так», эмоциональная поддержка ребенка, настрой на позитив, минимум критики, особенно неконструктивной. Обратите внимание, я не говорю об обилии игрушек и сладостей, это все неплохо, но это не главное. - Или прямо противоположный стиль, когда ребенок в семье «маленький божок», когда все крутится только вокруг его желаний, интересов, удовлетворяется малейшая потребность, нет никаких правил, режимов, запретов, границ. Тогда, попадая в ситуацию, где надо быть самостоятельным, выполнять правила, режим, считаться с другими детьми, взрослыми, где к ребенку предъявляют определенные требования, есть ограничения, ребенок испытывает сильный стресс, одна из реакций на который — повышение общей тревожности, нервозности, а как следствие, как внешние проявления – это вредные привычки.
- Обратите внимание, умеет ли ваша дочь играть (например: в «Дочки-матери»), занять себя в течение 20 – 30 минут (не телевизором), насколько она общительна, самостоятельна, заводила среди сверстников, любит рисовать, лепить, вырезать, слушать сказки и т.д.
- Вспомните группу здоровья своего ребенка, есть ли у него диагнозы неврологического характера, стоял ли ребенок на учете у невролога, может быть в первый год жизни, как развита речь (ребенок 4-х лет говорит грамотно, полными предложениями), во сколько начала говорить. Если есть проблемы с речью, обратитесь за консультацией к логопеду. Если есть или была неврология, то еще и к неврологу. Обратите внимание на сон и аппетит дочери, если есть проблемы, это тоже могут быть признаки общей нервозности.
- Понаблюдайте, как ведет себя ваша дочка в стрессовых ситуациях, как добивается своего – плачет, просит о помощи, замыкается в себе или, наоборот, громко требует своего, умеет злиться, кричать, выражать свои эмоции – это говорит о силе или слабости характера.
- Есть ли у вас еще дети? Если дочь старшая, то появление младшего брата или сестренки в дошкольном возрасте так же является сильным стрессом.
- Конечно, обратите внимание на стиль воспитателя в группе, если вас что-то настораживает, обязательно разберитесь, не оставляйте без внимания.
Теперь, кратко, что можно сделать.
Во-первых, начать с себя, посмотреть со стороны на свое общение с дочерью, на общение с ней домочадцев и изменить его в ту или иную сторону. Кстати, противополжный стиль воспитания в семье так же расшатывает нервную систему ребенка. Опять же, во-первых, поискать причину и начать работать над ней. Набраться терпения, чтобы привычка сформировалась нужно три недели, а вот чтобы ее искоренить, на это нужны порой месяцы.
Во-вторых, как можно меньше делать акцент на привычке дочери. Не ругать и не дергать ребенка. Отвлекать, вовлекать, не говорить об этом вслух, молча дать что-нибудь в руку, позвать играть, читая книжку, держать ласково за руку. Купить массажный мячик и давать ребенку в руки, переключая привычку с пальцев на предмет или маленькую игрушку, браслет, часы. Те же рекомендации дать воспитателю в детском саду.
Играйте с ребенком в ролевые игры, давая возможность проявлять свои проблемы. Как можно больше учить делать руками: выкладывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, клеить, выкладывать узоры из биссера, бусинок, пуговиц, круп и т.п.
Больше гуляйте с дочерью, ходите в лес, в бассейн – все это расслабляет, укрепляет нервную систему.
Почаще хвалите ребенка просто так, признавайтесь ему в любви, обнимайте, спрашивайте совета, просто будьте рядом (если, конечно, у вас не переизбыток этого до такой степени,что на себя времени совсем не остается).
С уважением, Анна Перель, детский психолог.
Источник статьи: http://www.chelpsy.ru/psyonline/doch-4-let-obryvaet-nogti
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник статьи: http://upr.admhmao.ru/roditelskaya-stranitsa/voprosy-detskoy-psikhologii/2363862/nevroticheskie-privychki-u-detey-chto-eto-i-kak-s-nimi-borotsya
Почему дети отрывают ногти
Сейчас эту тему просматривают: Нет
Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова |
Категория: | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку «на память». В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку «закрыть окно». | ||||||||||
Предыдущая тема :: Следующая тема | |
Автор | Сообщение |
---|---|
Черемушка Студент |
На сайте с 02.09.09
Сообщения: 1597
В дневниках: 11
Откуда: Ленинский район. Забираю-отвожу через РЦР Западный
Здравствуйте, у нас такая проблема после отлучения от груди в 1,7 г. сначала Ре стала отковыривать заусенки до мяса, а сейчас еще и присоединилось ковыряет ногти, уже тогтей нет практически. Когда Ре кормила грудью, она всегда во время кормления теребила сосок другой груди, и если я закрывала грудь, то сразу нервничала, плакала, пока не дам снова теребить. Я пыталась: рассказывала, что грязь под ногтями, что ногти будут некрасивые, не обращала внимание; говорила, что когда хочешь поколупать ногти — играй с пальчиками (потешка), делала маникюр на ногти: красила ярким лаком, чтоб явно было заметно, что не красиво получается ли как красиво, когда не колупаешь. Колупает — когда засыпает, когда ест, когда на качели качается, т.е. в любую свободную минутку. И это прогрессирует. Обращалась к психологу (где-го в сентябре, как раз повод обращения был — адаптация в д/с и затронула эту тему.) Она сказала, что в этом возрасте им нужно чем то занять руки, предложила игрушку, но ребенок не хочет занимать руки хвостиком игрушки или платочка, даже браслетик ей не нравиться. У нас уже такие воспаленные ногти, все до мяса. |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21498
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добрый день! Здесь обсуждаются сходные ситуации. |
Студент
На сайте с 02.09.09
Сообщения: 1597
В дневниках: 11
Откуда: Ленинский район. Забираю-отвожу через РЦР Западный
мы сходили к психологу 2 мес. назад, выяснили в чем ПРИЧИНА! Оказывается у нас сейчас кризиз 3-х лет, и у ре естественная потребность ДЕЙСТВОВАТЬ самой, а мы ей «крылышки» подрезали, с рождением младшей дочери — все ей говорили: НЕ кричи, НЕ мешай, НЕ наступи и еще много НЕ, бедная моя девочка. Как нам объяснила психолог, у нее потребность в действии блокировалась, и вылилось в другом действии — ковырянии. Если вернуть все на свои места, то и «ковыряние» уйдет. Около мес. мы работали над собой, вовлекали ее в деятельность, совместно в младшей сестренкой, подбирали нужные слова, РЕЗУЛЬТАТ ЕСТЬ. гораздо реже замечаю ее за этим занятием, думаю скоро совсем справимся! |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21498
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добрый день! Рада, что ситуация разрешилась. И приятно читать, что работа с психологом дает ощутимый результат. Радостно за коллег и профессию в целом. Спасибо, что написали о результатах своей работы. |
Академик
На сайте с 18.12.06
Сообщения: 52404
В дневниках: 31557
Откуда: Вокзал Главный
Карта № 000396
Черемушка как сейчас. у меня с сыном примерно так же было + ещё губы кусает. Сходили мы с ним к маникюрше пару раз — прекратилось. АнечЬка |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21498
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добрый день! Чем я могу Вам помочь? |
Академик
На сайте с 18.12.06
Сообщения: 52404
В дневниках: 31557
Откуда: Вокзал Главный
Карта № 000396
АнечЬка никак не могу выяснить причину сначала ногти ковырял, губы обкусывал теперь, с ногятми полегче стало, а вот губы до сих пор обкусывает |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21498
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добрый день! Попробуйте провести хронометраж дня ребенка: Вы наблюдаете за ребенком весь день и записываете, в какой момент, после или на фоне каких событий он тянет руки в рот. Для достоверности информации лучше наблюдать пару-тройку дней. Такие записи помогут понять причину или хотя бы определить состояние ребенка, в котором он кусает губы, а значит, этим действием станет возможно управлять (избегать). |
Аспирант Сибмамы
На сайте с 23.11.09
Сообщения: 3400
Откуда: Заельцовский район
моему 13 лет тоже постоянно грызет ногти что делать? может его нервы? |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21498
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добрый день! Как мальчик сам объясняет свои действия? Он сознательно это делает ,чтобы себя занять? Или это действие происходит как бы само собой? В какие моменты пальцы тянутся ко рту? Его самого эта привычка тяготит? |
Аспирант Сибмамы
На сайте с 23.11.09
Сообщения: 3400
Откуда: Заельцовский район
АнечЬка а садится смотреть телевизор руки в рот. о чем то задумался опять в рот, я думаю наверно наследственное папа тоже ногти грызет, ообенно когда нервничает |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21498
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добрый день! Необходимо сделать это действие осознанным — придумать мягкую и необидную форму указания на совершаемое действие. И поработать с папой, являющимся источником непродуктивной модели управления эмоциональным состоянием. Источник статьи: http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=297443 |