Папье-маше: техника, про которую все слышали, но мало кто знает
Я решила поделиться с вами страницами из моей книги «Папье-маше», которая вышла в издательсте Питер в 2015-м году. Она есть в продаже, но мне кажется, что дельными советами можно и нужно делится с тем, кому это поможет в работе с детьми или в своем творчестве. Буду рада, если это окажется полезным. Иллюстрации и верстку я делала сама. Работы, которые там приведены в качестве примера, тоже сделаны мной в течении многих лет увлечения техникой папье-маше.
В интернете очень много некорректных советов по изготовлению бумажной массы и я решила описать свой опыт работы в этой технике, написав книгу с картинками.
Сегодня я помещаю два первых разворота, которые посвящены традиционному слоеному машированию. Завтра повешу главу о том, как делать и работать с бумажной массой.
Предисловие
Перед вами — иллюстрированное руководство по изготовлению несложных форм из папье-маше. Интерес к этому материалу со временем становится только активнее, а печатной информации практически не существует. Сведения в интернете отрывочны и хаотичны, а иногда просто ошибочны. Это убедительные причины, чтобы у автора появилось желание организовать многолетний опыт работы с этим материалом в одном месте: в небольшой книжке с картинками.
Здесь описаны и отрисованы основные приемы формообразования из этого материала, способы изготовления моделей для папье-маше и техники формовки из кусочков бумаги и бумажной массы.
Автору, как преподавателю предмета «Архитектоника», техника папье-маше интересна именно тем, что она представляет из себя еще один способ создавать формы. В процессе обучения предмету перед студентами ставится задача построения объемов, максимально используя выразительные свойства заданного материала. Например, передать пластику человеческого тела посредством трансформации плоского листа, «рисованием» проволокой в пространстве, текстильной скульптуры. Папье-маше дает возможность побыть настоящим скульптором, потому что эта техника позволяет «лепить» объемы. Это интересный опыт, который потом активно используется студентами при создании авторских проектов.
Пожалуй, ближе всего к папье-маше по своим пластическим свойствам и конечному результату находится керамика. Но занятие керамикой требует профессиональной подготовки и серьёзной материальной базы: печи для обжига, глазури, подготовленной глины, шамота, подглазурных и надглазурных красок, гончарного круга.
Папье-маше позволяет заниматься собой в домашних условиях.
Все, что нужно для этого — бумага и клей.
Часть первая «КАК ДЕЛАТЬ»
В которой вы познакомитесь с основными приемами работы с папье-маше
Слоеное папье-маше изготавливается из кусочков бумаги и клейстера.
Бумагу лучше не резать, а рвать, так как при этом у бумажных кусочков получается тонкий край, хорошо сливающийся с общей массой. Если резать ножницами, то на поверхности хорошо видны отдельные куски из-за четких краев отрезанной бумаги. Размер кусочков зависит от размера изделия: чем оно меньше, тем мельче должна быть порвана бумага.
Полосы бумаги намажьте клеем с двух сторон. Последовательно покройте поверхность модели кусками бумаги, захватывая каждым слудующим какую-то часть соседнего куска. Бумагу следует плотно притирать к поверхности и разглаживать складки. Не старайтесь смазывать бумагу большим количеством клея. Папье-маше надо делать как можно суше, иначе оно будет рыхлым. Избегайте складок на поверхности бумажного слоя. Если же они все-таки получаются, надорвите бумагу в этом месте и уложите ее по форме Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не кладите сразу много бумаги: она будет долго сохнуть. Когда эти 2-3 слоя подсохнут, вы можете постепенно наклеить столько слоев, сколько необходимо, чтобы получить желаемую толщину изделия. Обычно хватает 5-7слоев. Для большей жесткости формы можно между слоями бумаги проложить слой марли. Она будет работать, как арматура в стоительном деле.
Не следует использовать толстую бумагу, она плохо прилегает к форме, так как непластична. По собственному опыту знаю, что лучше всего для послойного папье-маше использовать тонкий крафт или газетную бумагу. Можно эти два вида бумаги чередовать, чтобы было удобно считать слои.
Клейтсер варится из муки. Разведите две столовые ложки муки в половине стакана холодной воды. Вскипятите в кастрюльке полтора стакана воды. Смесь муки с холодной водой тонкой струйкой вливайте в кипящую воду, все время помешивая. Как только загустевающий клейстер начнет булькать, снимите с огня. Можно использовать и обойный клей. Его не надо варить, он легко и быстро разводится холодной водой.
Папье-маше из бумажной массы
готовится из мягкой бумаги, воды и клея
Процесс приготовления массы довольно прост. Бумага размельчается в емкости с водой при помощи миксера, лишняя вода удаляется через дуршлаг, а в оставшуюся массу добавляется клейстер или клей ПВА.
Бумага выбирается в зависимости от цели, которую ставит перед собой автор изделия. Если использовать газету или журнальные листы, то в готовом изделии, если оно не покрывается краской, кое-где могут появляться печатные фрагменты. Если использовать цветную бумагу, то высохшее папье-маше приобретет цвет этой бумаги. Если же объект из папье-маше будет окрашиваться, то разумнее для приготовления массы взять белую или близкую к белому цвету бумагу.Чем плотнее бумага, тем дольше ее необходимо держать в воде: так она станет мягче. Самый простой вариант — серая туалетная бумага: она готова для измельчения сразу после контакта с водой и по своим свойствам больше всего подходит для массы. Не пытайтесь размачивать или варить упаковки для яиц: это бесполезное занятие. В этих упаковках уже добавлен клей, который не позволяет материалу разчягчиться в воде.
Измельчать бумагу можно бытовым миксером, кухонным комбайном, дрелью со специальной насадкой или просто руками. Если вы используете бытовой миксер, то безопаснее для него молоть бумагу небольшими порциями. Воды должно быть такое количество, чтобы лопасти (ножи) свободно вращались. При использовании дрели с миксер-насадкой можно молоть бумагу в достаточно больших количествах.
При отсутствии электрических помощников измельчать бумагу можно и руками. Конечно, так мелко и равномерно, как миксером, бумагу измельчить не удастся. Но фактура высохшего папье-маше может оказаться в этом случае неожиданно интересной.
Воды для замачивания бумаги должно быть такое количество, чтобы вся бумага была притоплена. Чем теплее вода, тем быстрее идет процесс размягчения бумаги.
Можно даже «поварить» бумагу, поставив емкость на огонь. Это облегчит процесс перемалывания, так как бумага станет намного мягче и сделает цвет массы более однородным, если изначально бумага бралась разных цветов. Варить бумагу следует в том случае, если она плотная. Если выбрана мягкая бумага (салфетки или туалетная), то ее нет необходимости замачивать, а можно сразу залить водой и измельчать.
Когда бумага перемолота, лишняя вода из полученной массы удаляется. Для «отжима» можно использовать сито, дуршлаг, марлю. Желательно удалить максимально возможное количество воды, так как жидкая бумажная масса сползает с формы, долго сохнет и в процессе высыхания в ней образуются трещины.
Клей (ПВА, клейстер или обойный клей) в отжатую бумажную массу добавляется в приблизительной пропорции 1часть клея на 5-6 частей отжатой бумажной массы и очень тщательно перемешивается с бумагой. Опыт подсказывает, что лучше всего это проделывать руками. Более конкретные рекомендации по пропорциям клея и бумаги дать трудно. Когда клея много (особенно ПВА), папье-маше получается очень твердым и дальнейшая обработка высохшего изделия затруднительна. Когда мало — изделие может «рассыпаться». Нужную кондицию бумажной массы можно сравнить с обычным творогом в пачках.
Я еще добавляю акрилатную (или любую водную) шпаклевку белого цвета. Добавляйте ее в небольшом количестве (1/10 часть) в готовую массу и хорошо перемешивайте. Шпаклевка «заполняет» пространство между комочками бумаги и при высыхании поверхность становится менее фактурной.
Готовая масса наносится на поверхность модели равномерным слоем толщиной 4-5 мм. Старайтесь прижимать ее к поверхности пальцами с одинаковым усилием, разглаживая возникающие бугорки и вмятины. После полного высыхания поверхность папье-маше не получается идеально гладкой. Она имеет характерную фактуру, которая зависит от качества «помола» бумаги. Чем мельче была измельчена бумага, тем менее фактурна поверхность.
Шпаклевка при правильном использовании помогает добиться почти идеально гладкой поверхности. Грунт, левкас, шпаклевка — разные названия одного и того же вещества, предназначенного для сглаживания неровностей поверхности и подготовки ее под покраску. Покупая шпаклевку, обратите внимание на состав: вам нужна шпаклевка на водной основе или на основе латекса. Грунт на масляной основе не годится: он долго сохнет и трудно поддается обработке.
Очень важно наносить шпаклевку тонким слоем и обязательно дать ему высохнуть перед тем, как наносить следующий. Шпаклевка, положенная толстым слоем, высыхая, трескается. Наносить на папье-маше грунтовку можно мягким резиновым шпателем или плоской кистью из щетины. Первый тонкий слой грунта просушивают, счищают неровности наждачной бумагой или напильником и вновь покрывают шпаклевкой. Таким образом наносят два-три слоя, после чего окончательно зачищают и полируют мелкой наждачной бумагой. Если перед вами не стоит задача добиться гладкой поверхности, а только убрать образовавшиеся при высыхании трещинки, то достаточно будет одного слоя грунта в тех местах, где это необходимо.
Шпаклевку с успехом заменит «Паперклей» (paperсlay) — самозатвердевающий пластик на основе бумаги, который легко наносится пальцами, быстро сохнет и легко обрабатывается наждачной бумагой. Это любимый материал кукольников, которые работают с папье-маше.
Выбор краски для покрытия уже обработанного шпаклевкой или выравненного паперклеем изделия зависит от результата, который вы хотели бы получить. Проще всего использовать темперную или акриловую краски: они быстро сохнут. Темперная более укрывистая, акриловая — прозрачнее. Существуют матовые и глянцевые краски для всякого рода творчества, которые годятся практически для любых поверхностей и материалов. Не забудьте покрыть поверхность папье-маше белым грунтом или белой краской перед тем, как начать красить цветными. Это позволит вашей краске «прозвучать» так же, как на белой бумаге. Выбирайте грунт на той же основе, на какой сделана ваша краска: для акриловой краски — акриловый грунт, для поливинилацетатной темперы — грунт на основе ПВА.
Следующая публикация будет о способах маширования на форму или в форму.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43115480998/Pape-mashe:-tehnika,-pro-kotoruyu-vse-slyishali,-no-malo-kto-zna
Папье-маше своими руками для начинающих
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Освоение техники папье-маше подвластно даже маленьким детям, зато готовые результаты способны порадовать и самых привередливых взрослых. Доступность материалов и простота мастер-классов объясняют популярность данного вида творчества у многих мастеров.
Техники
Для создания папье-маше принято использовать две основные техники: послойное наклеивание и лепку.
Послойное наклеивание
Послойная техника, также известная как маширование, чаще всего используется для создания масок, посуды, кукольных голов, объемных фигурок или шкатулок. Весь процесс можно разделить на три этапа. На первом тонкая бумага – газета, салфетки или туалетная бумага измельчается на мелкие фрагменты. Габариты кусочков определяются на основании того, насколько крупным будет задуманное творение: для мелких достаточно будет квадратиков 1 на 1 сантиметр, а для крупных – порядка 4 на 4 сантиметра или даже 4 на 1- сантиметров.
Фрагменты лучше разрывать, чем резать – так поверхность готовой фигуры окажется более гладкой.
Помимо этого, на данном же этапе подготавливается заготовка, которую предстоит обклеивать: это может быть тарелка, глубокая миска, надутый воздушный шарик или любой другой предмет.
На следующей стадии бумага приклеивается на заготовку. Чем больше окажется слоев, тем надежнее будет изделие. Минимальное их количество равняется 4-5 штукам, а максимальное ничем не ограничивается, но следует помнить, что 15 слоев уже соответствуют толщине стенок от 0,5 до 0,7 сантиметра. Каждые 3-4 слоя должны сопровождаться просушиванием. Чтобы равномерно покрыть форму, рекомендуется использовать разные оттенки для отдельных слоев. После окончательной 24-часовой просушки изделие снимается с заготовки. При возникновении необходимости в разрезе он создается острым ножом для бумаги. После обратного склеивания поверх есть смысл проклеить еще один слой папье-маше, в идеале – из белой бумаги.
Лепка
Вторая техника папье-маше основывается на лепке из бумажной массы, обычной или на каркасе.
Само «тесто» может быть приготовлено по разным рецептам, но в основе обычно лежат кусочки туалетной бумаги, газеты, картон от коробок или яичные лотки.
Бумажный материал сперва размачивается в теплой воде, а после отжимается и измельчается при помощи блендера, мясорубки или даже сита. Далее в состав вводится клеящий компонент, и субстанция вымешивается до однородности. После лепки, которая проводится аналогично работе с пластилином или глиной, готовое изделие просушивается на протяжении 2-3 дней, отшлифовывается и покрывается краской.
Рецепты
Самый популярный рецепт изготовления теста для папье-маше требует добавления газет. Листы разрываются на небольшие частицы и заливаются только что вскипевшей водой в пропорции 1 к 10. Как только масса увеличится в размерах, на что может уйти несколько часов, ее необходимо будет поставить на огонь. Кстати, пока заготовка размокает, ее рекомендуется периодически аккуратно помешивать длинным предметом. Субстанция прогревается, пока целлюлоза не окажется полностью разрушенной, после чего перемещается в сито и отжимается. Слегка просохшую массу необходимо будет перемолоть миксером до однородности, после чего дополнить клеем и хорошенько перемешать. В качестве клеящего вещества подойдет также смесь ПВА с водой в соотношении 2:1.
Вместо газет подойдут тонкие салфетки или туалетная бумага, которые, кстати, намокнут гораздо быстрее. Туалетная бумага также рвется на кусочки, а салфетки можно использовать даже целиком. При отсутствии миксера измельчать субстанцию удастся и его строительной разновидностью, и блендером, а хорошенько ее отжать позволит и обычная марля. Вместо клея также разрешается использовать обойный клейстер.
Чтобы изделия обладали более привлекательным внешним видом, в готовый состав можно внести шпаклевку, небольшое количество гипса или жидкое мыло.
Подсолнечное масло избавит массу от прилипания к рукам, а крахмал с мукой обеспечат ей необходимую вязкость. Добавление лимонного сока позволит увеличить срок хранения.
Важно помнить, что массу папье-маше нельзя замораживать, но все же она будет годна к использованию на протяжении нескольких дней. Лучше всего оставлять ее в холодильнике под целлофаном. Если субстанция начнет выделять жидкость, то ее можно будет отжать, после чего дополнить клеем.
Из чего сделать основу?
Основа, на которую наклеивается пропитанная клеевым составом бумага, может представлять собой готовый предмет либо же фигурку, выполненную из пластилина или глины.
По сути, это может быть абсолютно любая емкость, деревяшка или скрученная фольга – все зависит от фантазии мастера и его конечной цели.
При использовании готового предмета следует понимать, что папье-маше придется разрезать на две половины, а значит, вероятна возможность повреждения основы.
Поэтому, если планируется что-то шарообразное, то лучше взять обычный воздушный шарик, который по окончании работы можно будет лопнуть и извлечь через специально оставленное отверстие. Чтобы готовое изделие было проще отделять от формы, поверхность последней правильным будет предварительно промазать вазелином либо же очень плотно обернуть пищевой пленкой. Помимо объемной основы, применять можно и только каркас, скрученный из проволоки, либо же любого схожего материала, не подверженного быстрой порче.
Изготовление поделок
Начинающим мастерам папье-маше своими руками лучше изготавливать по мастер-классам, пошагово следуя инструкции. К примеру, довольно просто в данной технике создается декоративное сердечко, которое может стать неплохим украшением интерьера. Для работы понадобятся рулон туалетной бумаги, в идеале тоненькой из 2-3 слоев, холодная вода, пара столовых ложек муки, клей ПВА, проволока и прозрачный лак для ногтей. Не обойтись также без небольшого полотенца, глубокой миски и кастрюльки. Работа начинается с того, что бумага разрывается на небольшие фрагменты и помещается в миску.
Залив основной материал водой, ему необходимо дать набухнуть, после чего можно перейти к перемалыванию субстанции. Затем масса отжимается при помощи полотенца. В это время клей подготавливается из пары столовых ложек муки и воды. Соединенные компоненты подогреваются на плите и провариваются до достижения консистенции киселя. Получившийся клейстер заливается в туалетную бумагу и дополняется половиной стакана клея ПВА.
Все хорошенько перемешивается, и образовавшееся тесто применяется для лепки сердца. На этом же этапе в игрушку следует поместить проволоку, которая позволит подвесить украшение. На протяжении следующих нескольких часов фигурке предстоит сохнуть. Хорошо бы за этот промежуток несколько раз переворачивать ее. Готовое изделие декорируется и после окончательного высыхания лакируется.
Не более сложным является создание декоративной тарелки. Процесс ее создания потребует, помимо тарелки-образца и пищевой пленки, газет, клея ПВА, мисочки с водой и кисточки. Для декорирования работы также потребуются гуашь и лак для ногтей. Газета разрывается на небольшие кусочки со сторонами, равными 2 сантиметрам. Заготовленная посуда оборачивается пищевой пленкой и переворачивается вверх дном.
Каждый кусочек газеты опускается в воду, после чего прикладывается к основе с наружной стороны. Края бумажек ни в коем случае загибать нельзя. Первый слой промазывается клеем, после чего аналогично формируются еще 3-4 слоя. Если на поверхности будут возникать пузырьки, то их легко разгладить пальцами. Для лучшего качества изделия каждые 3-4 слоя рекомендуется просушивать по отдельности – чем больше материала будет задействовано, тем надежнее получится тарелочка. После высыхания последнего слоя края срезаются, а основа убирается. Готовое изделие сперва стоит покрыть белой краской, а затем нанести любой рисунок. Высохшая работа также обязательно лакируется.
Для создания чашки в технике папье-маше потребуются туалетная бумага, клейстер и посуда – либо из картона или пластика нужной формы, либо же уже ненужная. Основной материал, разорванный на небольшие кусочки, вымачивается в воде.
В это время основу лучше смазать, к примеру, кремом для рук. Чашка облепливается влажной бумагой, и каждый слой пропитывается клейстером. В среднем потребуется сделать 8 слоев, каждый из которых будет обработан клеящей субстанцией. Поделке необходимо будет сушиться на протяжении 24 часов, после чего можно будет заняться ее декорированием.
Полезные советы
Массу папье-маше первые 5 дней можно хранить просто в целлофановом пакете. На протяжение следующих недели-полторы субстанцию уже лучше убирать в холодильник. Важно значительное внимание уделить и сушке готового изделия. Так как фигурка выполняется на основе бумаги, то есть горючего материала, плохой идеей будет держать ее возле открытого огня. В принципе, существуют инструкции по просушиванию в духовке, но такой метод все же предназначается для бывалых мастеров.
Папье-маше хорошо будет сохнуть на открытом воздухе возле батареи, на солнце, недалеко от электрообогревателя, а также в погасшей протопленной печи.
Если изделие формируется из нескольких слоев, то рекомендовано проводить просушку несколько раз – приблизительно каждые 3-4 слоя.
Проще всего задекорировать готовую работу путем маширования красочным слоем – пестрой упаковочной или обычной цветной бумагой. Более сложным, но и более привлекательным способом является грунтовка. Фигурка сперва шлифуется, чтобы стать ровнее, а после покрывается грунтом. Когда этот слой просохнет, его можно покрывать красками. Плотное бумажное изделие можно расписать маркером или фломастером, после чего задекорировать блестками и стразами. Также ее можно украсить тканевыми кусочками, тесьмой или сеткой. Кстати, на протяжении всего процесса работать предпочтительнее на столе, застеленном клеенкой. Так как взаимодействие с клеящими составами будет осуществляться голыми руками, потребуется подготовить фрагмент сухой ткани для вытирания.
Мастер-класс по работе с папье-маше представлен в видео.
Источник статьи: http://vplate.ru/pape-mashe/dlya-nachinayushchih/