Кто делает посмертный макияж

Содержание
  1. 5 фактов о работе танатокосметолога, который красит трупы перед похоронами
  2. Чем занимается танатокосметолог?
  3. Как проходит подготовка трупа?
  4. Как прошел первый день работы в морге?
  5. Как Алексей относится к своей работе?
  6. Как проходит реставрация тела?
  7. Посмертный макияж. Кто, как и зачем красит покойников
  8. Зачем вообще мы красим мертвых?
  9. Дальнейшее распространение бальзамирования и его качественное улучшение (открытие формальдегида и изобретение артериальной бальзамации) привели к эстетизации смерти: благодаря новым методикам сохранения тело больше не вызывало отвращения, на него даже стало приятно смотреть.
  10. Читайте также
  11. Как это происходит
  12. После введения бальзамирующей жидкости трупные пятна исчезают, пальцы и губы как бы округляются, кожа окончательно теряет эластичность: если труп ущипнуть и оттянуть немного кожи, то на место она будет возвращаться очень медленно.
  13. Может быть интересно
  14. Часто косметологи ориентируются на прижизненные фотографии, так что шанс удивить скорбящих родственников смоки-айс или красной помадой сводится к нулю, если при жизни человеку это было не свойственно.
  15. Экономика бьюти-индустрии для мертвых
  16. Частные танатопрактики берут за свои услуги больше, но, справедливости ради, косметический набор танатолога может стоить несколько сотен тысяч рублей.
  17. Читайте также
  18. Посмертный грим
  19. Чистый лист
  20. Искусство оживлять
  21. Не просто тщеславие

5 фактов о работе танатокосметолога, который красит трупы перед похоронами

Одним прекрасным солнечным днем я наткнулась на статью о работе танатокосметолога. Это человек, который готовит трупы к похоронам, красит их и одевает.

Об этой нелегкой профессии рассказывает Алексей из Украины, ему 40 лет, из них последние 15 он работает в морге. В самой статье есть много фотографий, но мы не советует смотреть их беременным и особо впечатлительным.

Чем занимается танатокосметолог?

Алексей сначала зашивает тела умерших после вскрытий, затем омывает тела, бреет, подстригает, наносит косметику и одевает.

Читайте также:  Уроки макияжа брови густые

Иногда приходится проводить реставрацию. Чаще всего это лица после насильственной смерти.

Как проходит подготовка трупа?

Сначала в брюшную полость кладут человеческий мозг (обратно в черепную коробку он не влезет) и органокомплекс, проводится тампонирование и зашивается.

Затем тело надо помыть, побрить, подстричь и сделать причёску. Остается нанести немного косметики и переодеть покойного в одежду, принесённую близкими.

Как прошел первый день работы в морге?

«Меня поставили наблюдать за проводимыми вскрытиями. Было и жутковато, и интересно, особенно когда увидел доставаемый из тела органокомплекс. В голове не укладывалось, что я воочию наблюдаю, как и сам устроен внутри. Понаблюдав за работой над первым телом, второе я уже пробовал зашивать сам, под наблюдением коллеги».

Как Алексей относится к своей работе?

«Я не извращенец, удовольствия от этого всего не испытываю. Всё время одни трупы, трупы, трупы. Постоянное людское горе.

Всё, что происходит в этих стенах, я здесь же и оставляю. После работы я еду домой, к жене и детям — и до следующей смены я стараюсь даже не вспоминать о своём ремесле».

Как проходит реставрация тела?

«В основном это головы, лица. Насильственные смерти. Я собираю их, сшиваю назад, чтобы умерший максимально точно был похож на себя при жизни. Мотоциклист один был недавно, молодой парень. У него в результате авария пол-лица оторвало. Я собрал, сшил аккуратно».

Источник статьи: http://sntch.com/5-faktov-o-rabote-tanatokosmetologa-kotoryj-krasit-trupy-pered-pohoronami/

Посмертный макияж. Кто, как и зачем красит покойников

Современная культура дистанцируется от телесного присутствия смерти. Нам тяжело смириться со смертью близких и друзей — и мы хотим видеть их тела как можно более похожими на живые, а помогают нам в этом танатокосметологи. Анна Андреева разбирается, как современные работники ритуальной сферы сохраняют мертвые тела и так ли уж сильно нынешние бьюти-практики для мертвых отличаются от древнеегипетской мумификации.

Посмертный макияж в современной ритуальной практике — весьма стандартная процедура. Перед тем как умерший «предстанет» перед скорбящими родственниками, танатокосметолог сделает всё возможное, чтобы вид покойного не только не напугал присутствующих на похоронах, но и заставил их хотя бы на несколько минут представить, что он просто спит. Восприятие мертвого как спящего сглаживает наши переживания и помогает чуть легче перенести утрату.

Зачем вообще мы красим мертвых?

То, что люди стали красить мертвых, обусловлено не только объективными эстетическими причинами (иногда тела могут быть обезображены болезнью, авариями или гнилостными изменениями). В первую очередь появление подобной практики — это следствие сформированного в обществе отношения к мертвому телу. Характер ритуальных практик, как правило, обусловлен восприятием смерти в той картине мира, которая превалирует на данный момент.

Так, о посмертном макияже в эпоху раннего Средневековья вряд ли задумывались: бушующие эпидемии и повальная смертность не оставляли времени на то, чтобы придать мертвым хоть какой-то достойный вид.

Исторические и философские аспекты ритуальных практик подробно описаны в книге С. В. Мохова «Рождение и смерть похоронной индустрии». По словам автора, философия Средневековья, в которой идея бессмертности строилась на вере в воскрешение, после которого Бог «выдаст» новые совершенные тела, диктовала свои правила захоронения, при котором важно было сохранить только кости. Целостность тела не имела совершенно никакого значения, а гниение считалось необходимым условием отделения души и ее иммортализации. Главной «услугой» для мертвого в Средневековье была молитва.

Отношение к мертвому телу меняется с приходом Реформации: научные открытия в области естественных наук и медицины заставили общество обратить внимание на тело человека, отношение к которому постепенно становилось более гуманным (конечно, гуманность врачей XVI века не сравнится с современной врачебной этикой, но тем не менее это был большой шаг к заботе о физическом теле).

Интерес к мертвому телу в Новое время, как и в Средневековье, был построен на идее бессмертия, только теперь бессмертие воспринималось как физическое воскрешение. А для этого нужно было сохранять тела: так в ритуальной практике распространилось бальзамирование не только святых мощей, но и тел богатых горожан и аристократов (всем остальным по-прежнему оставалось уповать на молитвы).

Позитивизм XIX века идет еще дальше. Изобретение дагеротипа спровоцировало появление особого вида фотографий — post mortem, посмертных изображений, на которых члены семьи позировали с недавно усопшим родственником. Для убедительной «нетленности» фотографы придавали мертвым телам подобие естественных поз.

Дальнейшее распространение бальзамирования и его качественное улучшение (открытие формальдегида и изобретение артериальной бальзамации) привели к эстетизации смерти: благодаря новым методикам сохранения тело больше не вызывало отвращения, на него даже стало приятно смотреть.

Сегодня мы научились обеззараживать мертвые тела и больше не боимся к ним прикасаться, а специалисты в области посмертного макияжа стараются сделать прощание с усопшим не таким трагичным, обманывая взгляд горюющего родственника румянцем и едва заметной улыбкой на лице покойника.

Читайте также

Тот, кто лечит смертью. Чем занимаются танатотерапевты и как символическое умирание помогает бороться с депрессией, справляться со страхами и полнее ощущать жизнь

Как это происходит

Посмертный макияж начинается с бальзамирования. Еще в V веке до н. э. существовали бальзаматоры (предшественники современных танатокосметологов), которые могли подготовить тело покойника, причем качество бальзамации напрямую зависело от финансовых возможностей родственников усопшего.

Одно из самых известных на сегодняшний день бальзамирований древности — египетское, которое включало пять последовательных операций:

1) извлечение мозга через глазницы или ноздри;
2) извлечение внутренностей (применялось не всегда, а почки и сердце вовсе не извлекались по религиозным соображением);
3) обработка натроном — погружение тела в смесь солей натрия (по сути высаливание);
4) извлечение из натрона;
5) пеленание с использованием благовоний.

В современных моргах уход за телом начинается с дезинфекции и временной остановки гнилостных изменений (бальзамации) с помощью химических веществ. Скорость гниения зависит от многих факторов (температуры окружающей среды, болезней умершего, места, на котором умер человек и др.). Универсального препарата для консервации не существует, поэтому используют спирт, глицерин, формалин, глутаральдегид и смеси солей, зачастую комбинируя препараты. Кроме того, каждое из этих веществ обладает бактерицидным действием.

Чаще всего консервирующий раствор вводят внутриартериально, хотя существуют и другие техники: полостное введение (в грудную или брюшную полость), внутрикостное, инъекционное (в мягкие ткани), поверхностное (обтирание трупа) и даже «окунание» в раствор. В среднем при артериальном бальзамировании на одного человека тратится около шести—семи литров раствора.

Уже с момента введения консерваторов в сосудистое русло начинаются косметические изменения тела: например, при добавлении в раствор ледяной уксусной кислоты восстанавливается естественный цвет кожи, а эозин, спиртовой краситель, придает коже розоватый оттенок.

После введения бальзамирующей жидкости трупные пятна исчезают, пальцы и губы как бы округляются, кожа окончательно теряет эластичность: если труп ущипнуть и оттянуть немного кожи, то на место она будет возвращаться очень медленно.

Забальзамированное тело часто затвердевает (не из-за трупного окоченения, а именно из-за введения раствора). У людей, употреблявших наркотические вещества или обладающих небольшой мышечной массой, отвердевание почти не наступает.

Помимо внешних признаков бальзамирование убирает трупный запах, особенно выраженный при гнилостных изменениях, например, когда труп долго не могли обнаружить.

Более щадящим методом сохранения тела является криобальзамирование. В сосудистое русло вводятся криопротекторы, которые защищают ткани от воздействия низких температур, а затем тело охлаждают до −186 °С и помещают в жидкий азот. Такой способ сохранения, конечно, значительно дороже традиционных методов.

Может быть интересно

Когда бальзамация не проводится, эксперты используют физические методы остановки гнилостных изменений: приподнимают голову для оттока крови и предотвращения появления трупных пятен на лице, укрывают лицо влажной ветошью, органы изолируют в плотный полиэтиленовый пакет и зашивают в брюшную полость, видимые части тела (лицо, руки) могут протирать бальзамирующей жидкостью, иногда раствор локально вводят в лицо. Кровь и содержимое кишечника стараются извлечь из трупа как можно раньше, поскольку именно они являются основными средами размножения бактерий — одних из главных виновников гнилостных изменений. В местах хранения трупов (моргах, секционных залах) всегда пониженная температура: холод тоже помогает остановить гниение.

После того как тело будет продезинфицировано, забальзамировано и вымыто, а все естестественные отверстия затампонированы (тампонада предотвращает отток жидкостей и помогает держать форму лица, чтобы оно не «растеклось» во время прощальной церемонии), санитары морга начинают туалет трупа. Волосы мертвого тщательно и аккуратно промывают, мужчин бреют.

Затем к работе приступают танатокосметологи. (Не в каждом морге есть специалист-косметолог, занимающийся исключительно макияжем трупов. Минимальный уход могут обеспечить обученные санитары или работники морга, похоронного бюро). Все детали желаемого внешнего вида усопшего заранее обсуждаются с родственниками. Перед тем как приступить к работе, специалист уже знает, какие оттенки нужно использовать в макияже, какая будет укладка и в какой цвет красить ногти.

Часто косметологи ориентируются на прижизненные фотографии, так что шанс удивить скорбящих родственников смоки-айс или красной помадой сводится к нулю, если при жизни человеку это было не свойственно.

В посмертном макияже используется косметика, специально разработанная для работы на мертвой коже, — танатокосметика. В основном это зарубежные марки: Dodge, EEP, Post Mortem Restorative Cosmetics. В России производством танатокосметики занимается Новосибирский завод специальных изделий.

Такая косметика обладает консервирующими и дезинфицирующими свойствами, которые, как и предшествующий уход за телом, направлены на сохранение лица усопшего. Танатокосметика плотнее ложится на кожу, помогая скрыть ее бледность и посмертные изменения: трупные пятна или пожелтение, вызванное повышением в крови билирубина при ряде заболеваний.

В арсенале танатокосметолога обычно много тонирующих средств разных оттенков, румяна, база под макияж, палетки и кисти. Иногда специалисты предпочитают кистям аэрокосметику, так как она ложится равномернее и не может травмировать кожу. В некоторых случаях используют накладные брови, усы или накладки для век.

В сложных случаях может потребоваться не просто косметическая работа, а целая реконструкция тела. При ярко выраженных гнилостных изменениях, после ДТП, падения с высоты, утоплении и других насильственных смертях специалистам приходится сшивать кожные лоскуты и части тела, восстанавливать кости черепа с помощью гипса и 3D-печати, использовать дополнительные методы бальзамирования. Сложнее всего восстановить целостность человеческого тела после обширных ожогов: перед бальзамацией кожу очищают, снимают кожные лоскуты, дополнительно обрабатывают поверхности (но и такой комплекс мер не всегда помогает при сильных ожогах).

Экономика бьюти-индустрии для мертвых

Стандартные услуги морга (транспортировка тела покойного, омовение, вынос покойного в зал) в России предоставляются бесплатно. Бальзамирование и посмертный макияж в основные услуги морга не входят, поэтому за них в Москве придется заплатить около 12–20 тысяч рублей, тонировка и макияж в Петербурге будут стоить около двух тысяч рублей (без учета подготовки лица к нанесению грима и, например, укладки волос). В Самаре макияж покойному обойдется в тысячу рублей.

Частные танатопрактики берут за свои услуги больше, но, справедливости ради, косметический набор танатолога может стоить несколько сотен тысяч рублей.

Читайте также

В современных реалиях к помощи танатокосметологов и других специалистов по нанесению макияжа мертвым люди прибегают довольно часто. И дело не только в том, что ритуальная сфера, стремясь повысить средний чек, предлагает всё больше сопутствующих товаров и услуг, в том числе нанесение макияжа.

Посмотреть в лицо смерти очень трудно: она страшна, обезвожена и часто искалечена долгой и мучительной борьбой с болезнью. Видеть, во что превратилось тело близкого человека, — испытание, пройти которое без заметных психологических травм удается не всем. Мы красим смерть и одеваем ее в любимый при жизни костюм, чтобы побороть и свои страхи тоже.

Источник статьи: http://knife.media/tanatocosmetology/

Посмертный грим

Посмертный грим — вещь важная и в то же время не слишком знакомая широкой публике. Она почти не пересекается с «обычной» индустрией макияжа. Попробуем разобраться в тонкостях отрасли на примере голливудского визажиста Аллана Снайдера и великой актрисы Мэрилин Монро.

Чистый лист

Цвет лица — одно из главных отличий живого человека от покойного. И дело здесь не ограничивается одной только «мертвенной бледностью», о которой любят писать в художественной литературе.

Наше сердце — насос, который неутомимо гонит кровь по организму, заставляя ее преодолевать земное притяжение. Но после того, как оно останавливается навсегда, жидкость под действием силы тяжести стекает вниз, образуя трупные пятна — пурпурно-синие разводы на теле. Мэрилин нашли лежащей на боку, и от этого часть ее лица была покрыта синяками. Но этим дело не ограничивалось: так как смерть актрисы наступила в связи с передозировкой снотворным и алкоголем, то ее кожа приобрела желтушный оттенок, вызванный прекращением функций печени. Поэтому задача перед Снайдером стояла в том, чтобы скрыть желтизну, перекрыть синяки и вернуть Монро ее белоснежную кожу и легкий румянец.

И это задача не только для визажиста, но и сотрудников похоронного бюро, которые проводили бальзамирование тела. Жидкости для бальзамирования не только тормозят процесс разложения, но и делают ткани тела более упругими, что помогает в дальнейшем нанесении косметики. Кроме того, при смешивании жидкости могут добавить в состав вещества, которые улучшат состояние тела — например, избавят кожу от неприятного оттенка желтизны, увлажнят высохшие ткани, или, наоборот, вытянут лишнюю жидкость и избавят от опухлости.

После самого бальзамирования в ткани вводится субстанция, придающая объем нужным участкам лица. «По сути, это то же самое, что и косметические филлеры, которые используются в пластической хирургии» – объясняет Моника Торрес, специалист по посмертному гриму и реконструкции лиц. Филлеры помогают вернуть привычный вид мягким тканям – в первую очередь губам, которые часто деформируются при бальзамировании. После этих процедур приступают непосредственно к гримированию.

Искусство оживлять

Надо сказать, что случай Аллана Снайдера и Мэрилин Монро для ритуальной индустрии нетипичный. И сейчас, и тогда отдельной профессии «посмертного визажиста» не существует — чаще всего за этот этап отвечают те же сотрудники, которые занимаются бальзамированием. И используют они для этого специальные средства, у каждого из которых свое предназначение и свои инструменты — плотно набитые кисти и шпатели. Лишь в ряде случаев приглашается сторонний визажист — это может быть пожелание усопшего, который часто обращался к услугам этого мастера при жизни, или же его родственников.

Однако процесс нанесения во многом похож на нанесение обычного макияжа. Сначала кожу готовят с помощью специальных средств, часто на основе силикона. При необходимости используются цветовые корректоры: светло-зеленый перекрывает покраснения, характерные для отравления углекислым газом, лавандовый убирает желтизну, а золотистый — темно-синие и пурпурные синяки. Поверх корректора наносят непосредственно тональную основу, подобранную под оттенок кожи. Для этого могут использоваться разные средства, плотность которых зависит от концентрации в нем пигментов. Чем больше недостатков надо перекрыть, тем больше она должна быть.

После этого подчеркивается естественный рельеф лица — одни участки высветляются, а другие, наоборот, затемняются. Добавляются детали и штрихи — подкрашиваются губы, щеки, родинки и так далее. Если усопшая носила декоративную косметику, то ее тоже могут нанести, руководствуясь фотографиями.

Чаще всего родственники предоставляют фотографии, которыми специалисты руководствуются при реконструкции лица. Лишь в редких случаях – особенно редких в России – родственники присутствуют при процессе и помогают, так как они лучше всего знают, как именно женщина предпочитала краситься при жизни. Несмотря на весьма простое описание, процесс зачастую оказывается нелёгким — на подготовку Мэрилин Монро у Аллана Снайдера ушло около десяти часов. Сам он впоследствии называл эту задачу «самой трудной из всех, что когда-либо делал».

Не просто тщеславие

Посмертный грим может показаться процессом совсем излишним — этакая дань человеческому тщеславию и желанию казаться красивым даже тогда, когда никакой возможности взглянуть на себя в зеркало уже нет. Однако у этой процедуры есть и куда более важное предназначение.

Даже если смерть не произошла в результате несчастного случая, а была абсолютно естественной, тело далеко не всегда выглядит эстетически привлекательно. Возраст, заболевания и процессы разложения, которые начинаются практически сразу же, часто приводят к тому, что вид усопшего может вызвать негативные и даже травмирующие ассоциации у тех, кто пришел проститься с ним.

Применение грима позволяет подготовить покойного к последней встрече с родными и близкими так, чтобы он выглядел достойно, а его вид оставил если не теплые, то по меньшей мере нейтральные воспоминания, не стал источником испуга или эмоционального дискомфорта для присутствующих. Люди часто терзаются вопросами, мучился ли их близкий в последние часы. Спокойный и умиротворенный внешний вид усопшего помогает приглушить эти мысли, немного успокоив присутствующих, придать церемонии прощания печальный, но сдержанный лад.

Похороны Монро ее бывший муж, известный драматург Артур Миллер назвал «уроком приличия, которого давно не хватало Голливуду». И в этом, без сомнения, была и заслуга Снайдера и его труда.

Возможно, вам будет интересно:

Источник статьи: http://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/posmertnyy-grim/

Оцените статью