Урок по биологии для 8 класса «Уход за кожей и её производными — волосами и ногтями»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Разработка урока учителя биологии МКОУ Новониколаевской СОШ Соломенцевой С.Н.
Учитель: Соломенцева Светлана Николаевна
Тема: «Уход за кожей и её производными – волосами и ногтями»
Урок формирует умения самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно пополнять свои знания, выделять основные понятия, работать с текстом, использовать имеющуюся информацию, выделять главное, высказывать и обосновывать свое мнение, анализировать и делать выводы, представлять продукт своего труда, формирует у учащихся умения контроля и самооценки.
Формирование представления о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами .
Образовательные: познакомить с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, волосами, ногтями.
— сформировать гигиенические навыки по уходу за кожей;
— продолжить формирование информационных навыков работы с научными текстами, коммуникативных при защите проектных работ; творческих – театрализации научной информации
— продолжить формирование грамотной речи, логического мышления.
Воспитательные: продолжить воспитание
— культуры здорового образа жизни;
— ответственности, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
— чувства прекрасного на примере красоты и привлекательности ухоженных кожи, волос и ногтей;
— убеждения о необходимости соблюдения школьниками правил гигиены.
ОБОРУДОВАНИЕ и МАТЕРИАЛЫ: карточки с домашним заданием, листы самооценки буклета и презентации, компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, шкатулка с мылом, халат.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: проектный с применением ИКТ.
Мотивация и целеполагание.
На сегодняшний урок я прихватила секретную шкатулку. Что в ней, вам предстоит угадать. А в ней то, без чего человеку не комфортно. Пользуясь тем, что есть в шкатулке, человек испытывает наслаждение своим телом. Оно, как правило, имеет душистый аромат. Ну, что догадались? К. И. Чуковский прославлял его в своём стихотворении «Мойдодыр». Учитель открывает шкатулку. Правильно, это мыло для ухода за кожей лица и тела.
А с помощью чего человек ухаживает за волосами и ногтями? Ну, конечно же, это шампунь и маникюрные ножницы.
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Итак: тема урока «Уход за кожей и её производными – волосами и ногтями»
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради (тема на слайде).
А теперь давайте попытаемся сформулировать цель . Учитель обобщает сказанное.
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Ребята, символом сегодняшнего урока я выбрала картину известного русского художника Василия Тропинина «Кружевница». Это одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю. Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде.
А мы будем восхищаться в этой картине здоровьем крестьянской девушки: чистой кожей, блестящими волосами, изящными аккуратными ногтями и сегодняшний урок посвятим тому, чтобы больше узнать о том, как правильно ухаживать за самым большим органом нашего тела – кожей и тем, что она производит – волосами и ногтями. А, узнав, будем вести себя так, чтобы никогда не иметь проблем с нашим здоровьем.
Сценка у врача косметолога
За столом сидит Врач. Появляется Петя.
Петя (робко). Здравствуйте, доктор.
Врач (поднимая глаза на Петю). А, здравствуй, дорогой. Проходи. На что жалуемся?
Петя (смущенно). Доктор, у меня это.
Врач. Что-что? Что «это»?
Врач. Угри, говоришь? Так, так, посмотрим (осматривает лицо Пети). Ну что же, все ясно. Говоришь, кашу по утрам ешь овсяную? Молоко любишь? Витамины регулярно принимаешь?
Петя. Да что вы, доктор! Я в «Макдональдсе» есть люблю. Как зажую двойной чизбургер с гамбургером, да еще пепси-колой запью, а потом мороженого большую порцию — кайф!
Врач. Макдональдс, говоришь? Это хорошо. (Угрожающе). А хочешь, я расскажу тебе страшную историю про то, как один мальчик ходил в Макдональдс, ходил, а потом его девушки перестали любить? А ты знаешь, что детский молочный зуб в твоей пепси-коле за одни сутки растворяется?
Петя (испуганно). Не надо, доктор!
Врач. Не надо, говоришь? А что же ты над своим организмом издеваешься? Думаешь, у тебя угри просто так появились? От полового созревания? Нет, брат, здоровый образ жизни в твоем возрасте – вещь наипервейшая! А ты знаешь, что такое юношеские угри?
Петя (задумчиво). Ну вроде бы да…
Врач. Называются они акне. Сначала на коже появляются наполненные салом возвышения, обычно с видимой беловатой вершинкой. Это комедоны. Если на них надовить, выделяется кожное сало. Комедоны не имеют признаков воспаления. Но вот когда они нагнаиваются и превращаются в акне – прыщи, они краснеют. И если комедоны практически не портят внешнего вида, то акне представляют собой серьёзный косметический дефект. У тебя, я смотрю, процесс уже пошел.
Петя (жалостливо). Доктор, а откуда они взялись?
Врач. Воспаление в акне вызывают обычно особые бактерии, любящие сало в качестве питательной среды. Созреет акне, гнойник вскроется; если он был большим, то на его месте будет рубец и испортит твою внешность.
Петя (испуганно). Рубцы?
Врач (успокаивающе). Да не волнуйся ты так, у тебя еще до этого далеко. Акне, в общем-то, элементы безобидные, но всё же надо знать тревожные симптомы, требующие осмотра врача. Так, давай посмотрим. (Еще раз проводит осмотр Пети). Пока угрями поражены небольшие участки кожи. Температура была?
Врач. Это хорошо. (Продолжает осмотр) Угри пока небольшие. (Надавливает). Больно?
Петя . Да вроде не очень.
Врач . И не болезненные. Посмотрим лимфатические узлы на шее, под челюстью, перед ушной раковиной (Осматривает). Больно?
Врач. Ну что же, вовремя ты ко мне обратился. Процесс пока далеко не зашел. Теперь, если будешь следовать моим рекомендациям, все будет хорошо.
Петя. А что я должен делать?
Врач . Во-первых, как я уже сказал, правильно питаться. Из рациона следует исключить жирную и жареную пищу, продукты, содержащие йод. Есть больше фруктов, овощей, продуктов, содержащих витамины А, В, соли цинка.
А самое главное – ты должен содержать кожу в чистоте, но ни каких излишеств в этом допускать не следует.
Не вздумай выдавливать прыщи и ковырять их, так как это приводит к нагноению более глубоких тканей и образованию более обширных обезображивающих рубцов. Ковырял уже?
Петя (потупившись). Ковырял. А чего они лезут?
Врач (ехидно). Ковыряй, ковыряй! Будешь потом до конца жизни как Квазимодо ходить. И на солнце много не торчи, хотя, конечно, избегать солнца совсем не стоит. Так, потихоньку загорай. И умывайся правильно. Ты хотя бы по утрам умываешься?
Петя (встрепенувшись). Что уж вы, доктор, совсем меня за грязнулю держите? Конечно, умываюсь. По утрам. Иногда. А как это правильно умываться?
Врач. Поскольку комедоны образуются вследствие избытка кожного сала, использовать жирные кремы, лосьоны, косметику на жировой основе не следует. Для мытья покрытых угрями участков кожи многие рекомендуют использование мочалки или махровые рукавицы; 2-3 проходов
жёсткой тканью достаточно, чтобы снять с кожи “лишний” слой отмерших клеток и сала.
Петя (удивленно). Это еще мочалкой надо умываться? А просто руками нельзя?
Врач (рассерженно). Я тебе говорю как надо, а ты еще споришь. Смотри, не будешь слушаться, придется тебя лечить. А лечение, брат, это процедура длительная – как минимум нескольких недель.
Петя (в полуобморочном состоянии). Спасибо, доктор.
Врач (наставительно). Вот то-то! Если угри нагноятся, пропишу тогда тебе антибиотики.
Петя (вскакивает и бежит к двери). Спасибо, доктор! Я за мочалкой побежал!
Врач (вдогонку). Беги-беги! И помни: акне – дело временное! Месяца три-четыре пройдет, и будешь как огурчик!
Переход к защите проектов:
Каждый из вас получил заранее задание: разработать проект к сегодняшнему уроку.
Вопрос к учащимся: «Над какими вопросами вы работали?».
Представление учащимся проекта: Буклет «Правила ухода за кожей»
Представление учащимся проекта: Презентация «Уход за волосами»
Рассказ учителя о грибковых и паразитарных заболеваниях кожи:
А) стригущий лишай
Источник статьи: http://infourok.ru/urok-po-biologii-dlya-klassa-uhod-za-kozhey-i-eyo-proizvodnimi-volosami-i-nogtyami-1094009.html
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе.
Тема урока: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.»
Дата проведения: 25 февраля 2009 года.
Количество учащихся в классе: 26 человек.
Место урока в системе уроков: раздел «Кожа», 3-й урок.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: ролевая игра «Старые истины на новый лад»
Расширить и систематизировать знания учащихся о коже, ее биологической роли в организме и правилах гигиены. Формировать коммуникативные компетентности учащихся. Развивать познавательную активность, творческие способности учащихся.
Оборудование: коллекции средств для ухода за волосами, телом, фильтровальная бумага, бумажные салфетки, для определения типа кожи, рецепты народной косметологии, коллекция льна и хлопка.
За 2 недели до урока обучающимся предлагаются творческие задания, после выполнения, которых определяются консультанты на уроке.
1. Организационный момент.
Учитель: Чаще всего мы начинаем проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у нас что-то болит. А ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему. Вот уж поистине: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Вы скажете: «Это прописные истины, надоевшие всем наставления». Но давайте посмотрим на них несколько иным взглядом.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее. Знакомые слова? А что же на ваш взгляд является показателем вашей внешней красоты? (Здоровье, ухоженная сияющая и упругая кожа). А как вы думаете, что является лакмусовой бумажкой нашего организма? (кожа – показатель общего состояния здоровья). Конечно, кожа нуждается в нашем ежедневном уходе, но прежде чем заботиться о ней необходимо, знать тип своей кожи. Я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу. (для работы на уроке обучающимся предлагаются рабочие листы Приложение )
Практическая работа « Определение типа кожи»
Цель работы: определить свой тип кожи.
Оборудование: бумажная салфетка.
Различают 4 основных типа кожи: нормальная, сухая, жирная и комбинированная.
Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку.
Кожа жирная, если на всех участках салфетки остались явно выраженные жирные пятна.
Кожа комбинированная, если сальный секрет отпечатался, лишь на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)
Кожа сухая, если салфетка осталась чистой.
И, наконец, кожа считается нормальной, если сальные пятна едва заметны по всей поверхности.
Подсчитать количество учащихся с жирным типом кожи, с комбинированным, сухим и нормальным. Данную информацию зафиксировать на доске.
Учитель: И так мы с вами определили свой тип кожи. А теперь самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что нет. Свою работу начинают консультанты, которые расскажут о косметических средствах для подростка. (натуральная косметика для уходи за телом).
Учитель: Пирсинг. Что это? Лёгкая косметическая процедура, или же опасное внедрение металла в кожные покровы.
Основная проблема – это инфекция. К тому же при прокалывании можно повредить нервы или артерии. Степень риска зависит от места, которое прокалывается.
Брови. В этом случае прокол опасен, т. к. можно повредить нерв, который отходит от наружного края бровей.
Нос. В области крыльев носа скапливается жир и грязь, в этом случае основная проблема – развитие инфекции.
Губы. Эта область особенно богата сосудами, при их повреждении возможны кровотечения.
Пупок. В этой области необходима осторожность и стерильность т. к. очень близко расположены органы брюшной полости.
Учитель: К сожалению, не всегда есть необходимое косметическое средство под рукой. На помощь нам придут обыкновенные фрукты и овощи Слово нашим следующим консультантам, которые расскажут нам об интересных рецептах по уходу за кожей. («Фруктовые хиты на службе красоты» (рисунки или натуральные объекты))
Учитель: Спасибо за интересные рецепты. Возьмем их на вооружение. Что является производной нашей кожи? (волосы и ногти) Знаете ли Вы, что ноготь полностью возобновляется от корня до свободного края, как правило, за 170 дней. У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых. У мужчин быстрее, чем у женщин. Летом быстрее, чем зимой. Так вот, если человек болен, рост ногтей у него замедляется. А о каких проблемах нашего здоровья нам поведают наши ногти? Итак, проводит мини- исследование.
Организм перенасыщен лекарствами
ногти становятся желтыми
Значит аритмия, повышение давления.
Приобрели коричневый оттенок
Не все в порядке с почками.
А если голубовато-фиолетовая
Это при врожденных пороках сердца.
белые пятна на ногтях
Вы где-то сильно ушиблись
Какие же ногти у здорового человека?
Учитель: Лучшее средство от усталости и снятия напряжения – это массаж. Самомассаж стимулирует кровообращение, регулирует деятельность сальных и потовых желез, быстро восстанавливает активность. Об основных правилах самомассажа нам расскажут консультанты
Для стимуляции кровообращения
Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее. Начните массаж с головы. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи.
Для снятия напряжения в затылке
Обхватите затылок руками так, чтобы концы пальцев на шейных позвонках почти соприкасались. Сделайте выдох и откиньте голову назад. Делайте поглаживающие движения руками вперед по направлению к ключицам.
Для снятия усталости
Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике вы уже через несколько минут будете чувствовать себя бодрыми.
Учитель: Как часто мы с вами сталкиваемся с проблемой выпадения волос? Откуда берется перхоть и как с ней бороться? Что делать если волосы жирные у корней и сухие на кончиках? Ответы на эти вопросы нам поможет найти второй консультант по уходу за волосами.
Памятка
-Каждый день массируй голову щеткой.
-Втирай в корни вымытых волос средства, стимулирующую волосяную луковицу.
-Чтобы предотвратить появление секущихся кончиков, меньше расчесывай волосы щеткой, больше распутывай их пальцами.
-Перед мытьем тщательно расчеши волосы — это поможет их лучше промыть.
-Втирай шампунь только в корни и не три волосы друг об друга.
-Волосы могут выпадать из-за стрессов, частого мытья и активного солнца.
-Не забывай, что твое здоровье – это здоровье твоих волос.
Учитель: Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует. Это наша кожа. А какая одежда ей подойдет, нам расскажут наши консультанты. («Модные акценты») Одежду из льняной ткани называют «естественным кондиционером», за её потрясающую способность «дышать». Одежда из льна мало пачкается, прекрасно впитывает влагу, при этом быстро высыхает. Ткань их хлопка – очень прочная, удобная в носке, хорошо переносит воздействия высоких температур. Хлопок не греет, поэтому это идеальная ткань для пошива летней одежды. Однако хлопок быстро впитывает пот, по этому вещи из этого материала быстро пачкаются.
Учитель: В завершении, чтобы проверить себя, свои знания об уходе за кожей определите какие высказывания истинные, а какие ложные.
1.Сухую кожу надо чаще мыть с мылом (ложь – мыло смывает защитный слой вырабатываемый кожными железами).
2.Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос (ложь – стресс – нарушение обмена веществ).
3. Жирная пища являются причиной прыщей (правда – хорошо сбалансированная пища важна для состояния кожи).
4.Использование косметических средств может ухудшить состояние кожи (ложь/правда — молодой коже, в период полового созревания, лучше оставаться открытой).
5.Употребление поливитаминов зимой улучшает состояние кожи (правда)
6.Летом нужно ходить в синтетической одежде, это красиво и не жарко (ложь – не пропускает воздух, тело потеет – тепловой удар).
Учитель: К сожалению сегодня, все способы и средства по уходу за кожей были названы. Надеюсь, что какие-то практические советы наших консультантов Вы возьмете себе на вооружение? А если у вас возникли вопросы, напишите нам. В заключении я предлагаю составить свод правил по уходу за кожей. И не забывайте Ваше здоровье в ваших руках.
Регулярно и правильно очищать кожу
Соблюдать здоровый образ жизни
Носить синтетическую одежду
Носить одежду соответствующую гигиеническим требованиям
Длительно прибывать на солнце
Массировать голову щеткой
Прокалывать кожные покровы
Употреблять жирную пищу.
Гигиена кожи «Старые истины на новый лад»
1. Практическая работа « Определение типа кожи»
Цель работы: определить свой тип кожи.
Оборудование: бумажная салфетка.
Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку.
на всех участках салфетки остались явно выраженные жирные пятна
сальный секрет отпечатался лишь
на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)
салфетка осталась чистой
сальные пятна едва заметны по всей поверхности
2. Исследование ногтей на пальцах рук.
Цель: узнать о возможных изменениях, происходящих в организме.
Цвет ваших ногтей
Возможные изменения в организме
3. Ваши правила по уходу за кожей.
4. На Заметку.(Какой практический совет Вы возьмете на заметку для дальнейшего применения)
5. Хочу проконсультироваться. (Какой вопрос Вы хотели бы задать нашим консультантам?)
Анализ открытого урока биологии
по теме «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви».
Количество учащихся в классе: 26 человек.
Место урока в системе уроков: раздел «Кожа», 3-й урок.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: ролевая-игра
1. Систематизировать знания учащихся о коже, ее биологической роли в организме и правилах гигиены.
Формировать коммуникативные компетентности учащихся. Развивать познавательную активность, творческие способности учащихся.
Мероприятие: месячник ЗОЖ.
Цель посещения: выявить уровень профессиональной компетентности педагога по развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Данный урок был заключительным по теме «Кожа» и нетрадиционным по форме проведения. Необычная расстановка мебели в кабинете, на стенах – плакаты, таблицы, косметические средства по уходу за кожей, на столах буклеты, выставка специальной литературы, все это способствовало деловой атмосфере урока.
Этому занятию предшествовала самостоятельная познавательная деятельность учащихся по знакомству со средствами по уходу за кожей, а также с целью эффективной организации урока и оптимального использования учебного времени учителем класс предварительно был разделен на микрогруппы: специалисты различного уровня и исследователи.
Учитель активизирует действия учащихся с объектом изучения – «Кожа»; нацеливает на самостоятельность в добывании знаний. Педагог ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения исследовательских задач и их сопоставлению. Светлана Николаевна планомерно отслеживает этапы урока, своевременно оказывает помощь школьникам в разрешении возникающих у них затруднений. Учитель наблюдает за их работой, дает советы, задает наводящие вопросы.
Роль учителя на уроке была минимальной, после его вступительного слова учащиеся представили выполненные во внеурочное время свои материалы. На основе нового материала и изученного ранее школьники легко включались в практические исследования, были ее активными участниками. Наблюдалась дифференциация в выполнении творческих заданий. Подготовка обобщения представленного материала была проведена в группах, где учащиеся в зависимости от уровня своей подготовленности и сложности заданий выполняли разные функции.
Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.
Урок прошёл на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация. Каждый ученик смог проявить свои знания и умения в практической деятельности.
Учебно-познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в ходе урока.
Школьники по окончанию урока научились объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания на практики.
Учащиеся приобрели навыки принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделировались в процессе урока, что свидетельствует о систематической работе учителя по формирования ключевых компетентностей учащихся.
1. Учитель биологии целенаправленно работает над формированием познавательного интереса учащихся к предмету, используя нестандартные формы проведения занятий.
2. Преподаватель творчески подходит к подбору учебного материала и моделированию структуры урока.
3. На уроке учителем были созданы ситуации, способствовавшие развитию самостоятельного мышления, умению выступать перед аудиторией, работать с дополнительной литературой, воспитанию чувства ответственности.
4. Урок в полной мере способствовал развитию творческих способностей учащихся.
Подпись анализирующего урок: /зам. директора по УВР /
Источник статьи: http://pandia.ru/text/78/268/44294.php